Специалисты назвали наиболее острые проблемы отечественной картографии

Представлено Декабрь 27th, 2012 svg

На сайте РГО размещен материал    

Специалисты назвали наиболее острые проблемы
отечественной картографии 

Материал подготовлен по результатам
докладов в рамках торжественного заседания в честь 200-летия Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, а также путем анкетирования, в котором приняли участие более 100 специалистов.

По мнению участников заседания, главные проблемы отрасли – это отсутствие самостоятельной государственной службы геодезии и картографии, правовая неурегулированность и отсутствие концептуального подхода к решению отраслевых проблем.

В числе других недостатков специалисты называли:

  • разобщенность различных учреждений, которая выражается в отсутствии диалога между заинтересованными ведомствами и между организациями, недостаточно гибкая система управляемости, технологического и маркетингового взаимодействия «центр – предприятие» и между предприятиями, коммерциализация отрасли;
  • пренебрежение нуждами тематического картографирования, в том числе для обеспечения системы образования;
  • отсутствие государственной поддержки российских компаний в виде субсидирования, предоставления льгот, формирования государственных заказов, использования отечественной продукции, создания положительного имиджа российского производства и других форм;
  • недостаточное бюджетное финансирование научных программ, программ подготовки и переподготовки специалистов, программ по укреплению материальной базы вузов;
  • состояние приборно-инструментальной базы: отсутствие технического обеспечения современным и универсальным оборудованием; использование импортного оборудования при создании (обновлении) геопространственной информации; износ материально-технической базы отечественного производства (оборудование функционирует с 1950-70-х годов);
  • отсутствие единой российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД), отсутствие информации о вновь создаваемых базах пространственных данных (БПД). Разобщенность картографической информации, создаваемой разными организациями, труднодоступность баз пространственных данных и отсутствие информации о новых продуктах приводят к дублированию картографической информации, отсутствию структурирования и единообразия;
  • низкая  степень актуальности и точности обновления геоинформации, определяемая отсутствием современных отечественных комплексов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и  длительными периодами между циклами исправления («ремонта») карт;
  • отсутствие геоинформационных технологий российского производства. Недопустимое, особенно для военных целей, использование импортных технологий органами государственной власти;
  • трудоемкость и длительность технологического производства, ориентированного на создание ресурсоемкой разномасштабной конечной геопространственной информации и функционирующего на принципах поставки продукции «на склад»;
  • недостаточное внимание СМИ к современным возможностям отрасли,
  • ограниченная осведомленность и доступность потенциальных потребителей к ресурсам геопространственной информации;
  • отставание от мирового уровня развития отрасли.

Особое внимание во время дискуссии было уделено системе подготовки кадрового состава. Как считают специалисты, преимущественными сторонами российского образования в области картографирования, геодезии и топографии являются сохранение традиций советской школы образования, наличие опытных педагогических кадров, хорошая методическая база, интеграция науки и образования, сильная теоретическая подготовка и наличие ведущих профильных образовательных и научных учреждений (МИИГАиК, НИИГАиК, ЦНИИГАиК).

Среди недостатков упоминались:

  • слабая практическая подготовка;
  • отсутствие концепции топографического образования;
  • малочисленность Военно-топографической службы ГШ ВС РФ;
  • недостаточное количество квалифицированных кадров;
  • отсутствие необходимых специалистов в правительстве Российской Федерации;
  • частые кадровые перестановки на управляющих должностях;
  • потеря серьезных научных школ, в том числе одной из лучших в мире школ морской картографии и гидрографии;
  • низкое бюджетное финансирование, сдерживающее научно-исследовательское работу вузов и подготовку молодых преподавателей;
  • отсутствие профессиональных преподавателей, владеющих навыками в области геоинформационных систем в школе;
  • слабо подготовленный контингент поступающих в вузы, снижение уровня преподавания в вузах, отсутствие в вузах современной приборно-инструментальной базы, низкий приток новых преподавательских кадров, малое количество защищаемых докторских диссертаций.

Участники заседания назвали и конкретные меры по улучшению ситуации, которые заключаются в следующем:

  1. Необходимо воссоздать государственную службу геодезии и картографии и выделить геодезию и картографию в отдельное ведомство с соответствующим финансированием, руководством, стабильным кадровым составом, федеральной целевой программой, стратегией развития, строгим государственным контролем.
  2. Необходимо создать единый государственный интернет-портал с топографическими картами и актуализированной картографической информацией (ГИС РФ) и внедрить её в федеральные и муниципальные ведомства. Можно использовать опыт других стран – США, Канады, Швеции, Норвегии, – в которых аналогичные порталы имеются и открыты для общего пользования.
  3. Необходимо увеличить финансирование отрасли, в том числе поднять на должный уровень ставки профессорско-преподавательского состава. По достижении 70 лет рекомендуется освобождать бюджетных специалистов от должностей всех уровней с сохранением консультативных полномочий.
  4. В отрасли необходимо вернуть систему распределения студентов по организациям, упорядочить систему подготовки кадров.

Кроме того, при решении задач, связанных с развитием геодезии и картографии, следует опираться на опыт СССР, а также изучить и в чем-то взять за образец успешную практику некоторых зарубежных стран, таких как:

  1. Япония (в плане высокотехнологичного оборудования).
  2. Скандинавские страны (четкость выполнения задач и проектов, стабильное финансирование).
  3. Китай (мощная подготовка кадров).
  4. США (высокая подготовка кадрового состава, финансирование на должном уровне).
  5. Швейцария (образцовая организация и реализация планов).
  6. Канада (в части топонимических исследований).
Добавить в социальные закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • RSS
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники

Рубрики Новости | Метки , , | Комментарии

Добавить комментарий