На сайте РГО размещен материал
Специалисты назвали наиболее острые проблемы
отечественной картографии
Материал подготовлен по результатам
докладов в рамках торжественного заседания в честь 200-летия Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, а также путем анкетирования, в котором приняли участие более 100 специалистов.
По мнению участников заседания, главные проблемы отрасли – это отсутствие самостоятельной государственной службы геодезии и картографии, правовая неурегулированность и отсутствие концептуального подхода к решению отраслевых проблем.
В числе других недостатков специалисты называли:
- разобщенность различных учреждений, которая выражается в отсутствии диалога между заинтересованными ведомствами и между организациями, недостаточно гибкая система управляемости, технологического и маркетингового взаимодействия «центр – предприятие» и между предприятиями, коммерциализация отрасли;
- пренебрежение нуждами тематического картографирования, в том числе для обеспечения системы образования;
- отсутствие государственной поддержки российских компаний в виде субсидирования, предоставления льгот, формирования государственных заказов, использования отечественной продукции, создания положительного имиджа российского производства и других форм;
- недостаточное бюджетное финансирование научных программ, программ подготовки и переподготовки специалистов, программ по укреплению материальной базы вузов;
- состояние приборно-инструментальной базы: отсутствие технического обеспечения современным и универсальным оборудованием; использование импортного оборудования при создании (обновлении) геопространственной информации; износ материально-технической базы отечественного производства (оборудование функционирует с 1950-70-х годов);
- отсутствие единой российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД), отсутствие информации о вновь создаваемых базах пространственных данных (БПД). Разобщенность картографической информации, создаваемой разными организациями, труднодоступность баз пространственных данных и отсутствие информации о новых продуктах приводят к дублированию картографической информации, отсутствию структурирования и единообразия;
- низкая степень актуальности и точности обновления геоинформации, определяемая отсутствием современных отечественных комплексов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и длительными периодами между циклами исправления («ремонта») карт;
- отсутствие геоинформационных технологий российского производства. Недопустимое, особенно для военных целей, использование импортных технологий органами государственной власти;
- трудоемкость и длительность технологического производства, ориентированного на создание ресурсоемкой разномасштабной конечной геопространственной информации и функционирующего на принципах поставки продукции «на склад»;
- недостаточное внимание СМИ к современным возможностям отрасли,
- ограниченная осведомленность и доступность потенциальных потребителей к ресурсам геопространственной информации;
- отставание от мирового уровня развития отрасли.
Особое внимание во время дискуссии было уделено системе подготовки кадрового состава. Как считают специалисты, преимущественными сторонами российского образования в области картографирования, геодезии и топографии являются сохранение традиций советской школы образования, наличие опытных педагогических кадров, хорошая методическая база, интеграция науки и образования, сильная теоретическая подготовка и наличие ведущих профильных образовательных и научных учреждений (МИИГАиК, НИИГАиК, ЦНИИГАиК).
Среди недостатков упоминались:
- слабая практическая подготовка;
- отсутствие концепции топографического образования;
- малочисленность Военно-топографической службы ГШ ВС РФ;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- отсутствие необходимых специалистов в правительстве Российской Федерации;
- частые кадровые перестановки на управляющих должностях;
- потеря серьезных научных школ, в том числе одной из лучших в мире школ морской картографии и гидрографии;
- низкое бюджетное финансирование, сдерживающее научно-исследовательское работу вузов и подготовку молодых преподавателей;
- отсутствие профессиональных преподавателей, владеющих навыками в области геоинформационных систем в школе;
- слабо подготовленный контингент поступающих в вузы, снижение уровня преподавания в вузах, отсутствие в вузах современной приборно-инструментальной базы, низкий приток новых преподавательских кадров, малое количество защищаемых докторских диссертаций.
Участники заседания назвали и конкретные меры по улучшению ситуации, которые заключаются в следующем:
- Необходимо воссоздать государственную службу геодезии и картографии и выделить геодезию и картографию в отдельное ведомство с соответствующим финансированием, руководством, стабильным кадровым составом, федеральной целевой программой, стратегией развития, строгим государственным контролем.
- Необходимо создать единый государственный интернет-портал с топографическими картами и актуализированной картографической информацией (ГИС РФ) и внедрить её в федеральные и муниципальные ведомства. Можно использовать опыт других стран – США, Канады, Швеции, Норвегии, – в которых аналогичные порталы имеются и открыты для общего пользования.
- Необходимо увеличить финансирование отрасли, в том числе поднять на должный уровень ставки профессорско-преподавательского состава. По достижении 70 лет рекомендуется освобождать бюджетных специалистов от должностей всех уровней с сохранением консультативных полномочий.
- В отрасли необходимо вернуть систему распределения студентов по организациям, упорядочить систему подготовки кадров.
Кроме того, при решении задач, связанных с развитием геодезии и картографии, следует опираться на опыт СССР, а также изучить и в чем-то взять за образец успешную практику некоторых зарубежных стран, таких как:
- Япония (в плане высокотехнологичного оборудования).
- Скандинавские страны (четкость выполнения задач и проектов, стабильное финансирование).
- Китай (мощная подготовка кадров).
- США (высокая подготовка кадрового состава, финансирование на должном уровне).
- Швейцария (образцовая организация и реализация планов).
- Канада (в части топонимических исследований).