Электронные информационные ресурсы по архивным картам
В условиях лавинообразного развития и доступности средств персональной вычислительной техники и устройств с доступом к информационным ресурсам применительно к образовательным технологиям приобретает актуальность формирования новых форм структурированных информационных ресурсов и использования их в учебном процессе.
Одним из уникальных (даже по современным меркам) объемных источником для формирования информационных ресурсов являются системы многолистных крупномасштабных архивных карт губерний и территорий XIX века и сопутствующей пространственной информации.
На основе разработанных методик [1] в качестве информационных ресурсов авторами формируются:
- макеты карт-схем от обзорных на административные образования и территории до детальных на поселения и значимые территории;
- книжные атласы с согласованием отображения фрагментов архивной карты с современными изданиями;
- электронные атласы с ретроспективами современных и архивных карт с добавлением закоординированной гипертекстовой и мультимедийной информации;
- интернет-ресурсы архивных карт с возможность их комплексирования с современными картографическими сервисами.
В настоящее время авторами сформированы следующие информационные ресурсы:
- топографические межевые карты съемки А.И. Менде на Тверскую, Владимирскую, Нижегородскую губернии;
- военно-топографические карты Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской и частей Тульской, Калужской, Орловской губерний;
- ряд средне- и мелкомасштабных карт: И.А. Стрельбицкого, В.П. Пядышева и др.
Данные информационные ресурсы могут использоваться в учебном процессе по истории, географии, краеведении, информатике.
Особое место при использовании данных ресурсов отводиться краеведению, так как оно традиционно рассматривается как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны силами местного населения. В настоящее время краеведение утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания, подготовки специалиста. В этом смысле краеведение – суть и наука, и практика, и способ преобразования края.
Такая практика подтверждает правомерность создания учебных культуролого-краеведческих курсов как инновационных, занимающих «стыковое» положение между традиционными способами исторического изучения региона и осмыслением современных проблем его развития.